31 августа 2024
Игра света или осязаемое волшебство

Как с помощью медной фольги и керамической баночки от йогурта получаются удивительные артефакты ручной работы? Разгадываем магию солнечных бликов и узнаём, как создаются завораживающие ловцы солнца в мастерской Deidra Lissa!



Раскрываем тему Отражений перед фестивалем мастеров ARTFLECTION 5/6 октября в Москве и вновь приоткрываем для вас завесу авторского искусства.

Екатерина Лисса рассказала нам обо всех тонкостях этого удивительного процесса.
Ловцы солнца становятся всё популярнее, но существуют достаточно давно.

Изначально это плоские изделия в технике Тиффани* с разноцветным витражным стеклом. Такие всё ещё создают многие мастера, они бывают разных форм и размеров и являются отличным акцентом в интерьере. Подобные ловцы отлично подойдут тем, кто не готов тратить баснословные суммы на полноценные витражные окна.

Витражное стекло очень красивое и создаёт фантастические эффекты, но моя любимая часть ловцов — блики, отражения и преломление света.

1
Техника Тиффани — технология изготовления витражей, которая заключается в том, что каждый кусочек стекла по периметру оборачивается тонкой медной фольгой (или лентой). Затем все обёрнутые кусочки спаивались с помощью олова, и такой способ соединения стёклышек позволял создавать очень сложные и даже объемные работы, целые произведения искусства.

В чём магия бликов?

Формула простая: больше граней — больше бликов. Разные призмы отражают солнце по-разному, поэтому получить можно всевозможные эффекты и «настроение» ловца.
Я уже настоящий специалист по солнечным зайчикам! И по движению солнца по небу, различиям зимнего и летнего света, но это тема для отдельной статьи :)

Переходим к практике

Больше всего меня вдохновляют объемные ловцы солнца. Они смотрятся очень необычно, дают много бликов за счёт призм и позволяют навесить на них разные подвески, что добавляет ещё больше блеска.
В качестве основы используются фацетные стёкла. Фацет — это метод обработки кромки стекла, когда край получается скошенным. По сути, он может быть совсем небольшим, его делают, чтобы убрать именно острый край. Но если стесать большой угол, то получается самая настоящая стеклянная призма (дай мне силу!) — и начинается магия!
Проработка идеи для будущего ловца солнца
Я выбираю тематику ловца. Мне проще отталкиваться от какой-то идеи и под неё подбирать материалы (хотя бывает и такое, что я собираю целый ловец ради одной центральной детали). Здесь за основу я взяла тему космоса. Я часто делаю ловцы с луной и звёздами — это одно из любимых сочетаний. Хотелось добавить ещё планет в виде стеклянных шариков и классных синих бусин. Я подобрала подходящее стекло, форму фацетов и прикинула план работы.

В первую очередь вырезаю детали, которые должны быть сделаны из витражного стекла. Это луна из фантастического голубого стекла, чтобы балансировать шар такого же цвета, который будет в верхней части ловца, и звёздочки из белого с иризацией (радужными переливами). Некоторое стекло не прозрачное, поэтому я использую световой стол, чтобы перенести рисунок. Режется стекло не ножницами, а специальным инструментом — стеклорезом, и, по сути, не режется, а процарапывается и ломается по линии.

Следующий этап — шлифовка

В результате край получается очень острым, поэтому детали обязательно нужно отшлифовать, и заодно в процессе можно подравнять их до идеальной формы. Витражная шлифмашинка — непростой инструмент, в ней на фрезу подаётся вода. Во-первых, это нужно чтобы детали не перегревались. Во-вторых, самое главное: вода забирает стеклянную пыль, которая очень опасна для здоровья.
Шлифует мастер обязательно в очках, маске и резиновых напальчниках, чтобы не испортить маникюр. :)

Обмотка

Детали готовы, но как скрепить стёкла между собой? А вот тут происходит магия, изобретённая Луисом Комфортом Тиффани.
Каждое стёклышко нужно аккуратно обмотать медной полоской
Я беру тонкую медную фольгу на клеевой основе и обматываю каждую деталь по периметру. Делать это нужно так, чтобы медная полоска как бы обнимала стекло с обеих сторон, а потом тщательно пригладить её к поверхности. Обматываю максимально ровно и аккуратно, от этого зависит качество последующей пайки. Честно говоря, сейчас у меня ощущение, что я могу делать это уже с закрытыми глазами, поэтому люблю этот этап.

Вместе с обмоткой я заодно делаю крепление для верхней части ловца. На него приходится вся нагрузка, поэтому простого колечка мне кажется недостаточно, и я впаиваю хитрую деталь прямо между стёкол, чтобы было максимально крепко.

Сложный процесс — пайка

Пайка — важный, но опасный процесс, который требует от Екатерины полной сосредоточенности. Автору пригодятся очки, маска, перчатки и даже настольная вытяжка.

Cначала все детали нужно смазать флюсом*.

Самая медитативная и скурпулёзная работа начинается, когда мастеру нужно покрыть всю медную фольгу металлом для прочности, спаять в нужных местах и припаять колечки.
2
Паяльный флюс — смесь веществ, которые обеспечивают более лёгкое и прочное соединение паяемых поверхностей. Флюс способствует лучшему растеканию припоя по шву и предохраняет нагретый при пайке металл от окисления.
Последний пункт раньше был для меня крайне болезненным, но теперь я наловчилась и делаю это очень быстро. Главное — не запутаться и не забыть, где сколько колечек нужно! Иногда оставляю себе подсказки, чтобы при сборке не было сюрпризов.
Для сборки главной объемной фигуры используется специальное оборудование: керамическая баночка от йогурта и кусок какого-то наполнителя для удобной посадки. Немного ловкости рук — и чудо геометрии готово!

Теперь всю эту красоту надо как следует отмыть от кислот и других следов пайки, чтобы всё сверкало.

Сборка

3
В правилах Конкурсного отбора на ArtFlection не просто так есть пункт о том, что мы редко рассматриваем работы в технике сборки. При простой сборке пропущены все предыдущие этапы, когда мастер создаёт и обрабатывает детали для своего изделия, сразу переходя к последнему - собственно сборке. Безусловно, есть и сложная сборка, которая требует специфического профессионального навыка и работы с инструментами - такие работы мы рассматриваем для участия.

Наконец, мы добрались до самого интересного этапа.


Здесь и случается самое настоящее волшебство ручной работы!

Волшебство почти готово
Из множества вариантов бусин, колечек и цепочек я собираю максимально гармоничную композицию. В этом ловце я решила делать асимметрию, чтобы создать эффект космического хаоса. Но на самом деле этот хаос сбалансирован и под любым углом будет смотреться гармонично.

Это сложно, но здесь мне помогают мои художественные навыки и знания о ритме, контрастах и других нюансах.

И вот какая красота получается!

Вариаций ловцов солнца бесконечное множество, и я пока что реализовала только небольшую часть своих идей.


А сколько ещё впереди!


Теперь вы знаете, как создаются завораживающие ловцы солнца в мастерской Deidra Lissa!

Больше секретов ручной работы, а также самые удивительные и сложные авторские артефакты можно открыть на фестивале мастеров ARTFLECTION 5 и 6 октября в Москве, темой которого станут Отражения.
Поздравляем! Вы нашли секретные билеты за 1 рубль на фестиваль 5/6 октября
https://artflection.timepad.ru/event/3026956/
Создатель проекта ArtFlection: Светлана Макарова
makarovassss@yandex.ru

Автор текста: Екатерина Лисса
Редактор статьи: Кира Фридрих
Другие статьи в блоге
Приоткройте закулисье крафта и узнайте больше о том, как создаются авторские вещи ручной работы!