11 ФЕВРАЛЯ 2025
Краска, валик, два резца

Художница и постоянная участница фестиваля ARTFLECTION Masha SadMe показывает работы в редкой технике: она вручную создаёт линогравюры. Это древнее и сложное искусство — и мы с удовольствием расспросили Машу о том, как она создаёт свои яркие бунтарские картины.


И о том, как она превратила увлечение рисованием в профессиональное дело, став востребованным автором.

Кстати, иногда Маша ведёт мастер-классы! Если вы хотите создать линогравюру своими руками, можно следить за анонсами в телеграм-канале мастерской.

1
Линогравюра — это отпечаток на бумаге с вырезанной вручную печатной формы. Линогравюра схожа с ксилографией — печатью с гравированной доски из дерева. Только здесь вместо дерева используется линолеум, отсюда происходит и название линолеум+гравюра.

Гравировать линолеум начали немецкие художники группы МОСТ в начале XX века. А из мировых знаменитостей в технике линогравюры работали, например, Анри Матисс и Пабло Пикассо.
Маша на ARTFLECTION
Я художник-самоучка, рисую с трех лет, но до профессиональной деятельности я прошла долгий путь.

По образованию я инженер-механик в нефте-газовой сфере, работала на нефтяной платформе в Шотландии, потом работала техническим переводчиком, параллельно с этим 20 лет посвятила своей рок-группе SadMe в качестве поэта-композитора, вокалиста, продюсера.

Несколько лет назад у меня случился кризис. Целый год я думала, куда двигаться дальше, каким образом можно зарабатывать тем, что действительно любишь, без чего не представляешь свою жизнь.

Решение оказалось под рукой: я поставила себе цель зарабатывать рисованием. То есть полностью посвятить себя этому. И реальность стала складываться как в фантастическом фильме, где герой идет в сторону пропасти, а перед ним, как из кубиков, постепенно выстраивается мост, еще шаг и мост выстраивается дальше.

C чего начинается линогравюра?

Все начинается с идеи.

Рисунок отрисовывается во всех деталях на бумаге. Затем через копирку или утюгом рисунок переносится на специальный линолеум. Причем, при переносе через копирку, рисунок должен быть изначально «отзеркален».

Чтобы получить печатную форму, с листа линолеума срезается все «лишнее», а то, что останется, отпечатается краской на бумаге. Печатные формы вырезаются вручную специальными резцами — штихелями.

До сих пор помню, как первый раз тронула штихелем линолеум, и меня как будто молнией пронзило, настолько это было приятно по ощущением, интуитивно легко и абсолютно завораживающе. Первое время у меня даже было ощущение, что я всегда умела это делать, но забыла, что умею, и вот резко вспомнила, это было как пробуждение.

На пару недель я полностью ушла в эксперименты, просыпалась в 5 утра, только чтобы опять резать линолеум и печатать, меня уже было не остановить.

Как создать цвет?

На вырезанные печатные формы наносится типографская краска — а потом отпечатывается на бумаге в ручном прессе или прокаткой валом на станке.

Если гравюра задумывается многоцветной, под каждый цвет нужно вырезать свой слой. Эти слои отпечатываются друг за другом, собираясь в задуманный рисунок, примерно, как слои в фотошопе. Очень важно, чтобы каждый слой располагался строго по маркерам, не съехал в сторону. Однако легкая погрешность в смещении слоев в гравюре допускается, в том числе это делает все отпечатки уникальными.
Линогравюру я хотела попробовать давно, но все время что-то мешало, не складывалось то найти инструменты, то еще что-то шло не так. Всему свое время. Случилось это именно тогда, когда я была к этому готова, и все сложилось само собой.
Краска наносится валиком ровным тонким слоем, и здесь тоже необходимо мастерство — если нанести слишком большое количество краски на форму, тонкие линии окажутся «залитыми», они просто не пропечатаются. Если же краски нанести недостаточно, то рисунок отпечатается со «снегом» (вкраплениями белых пятнышек) или отпечатается частично.

Когда краска высохла — а типографская краска сохнет от 3 до 10 дней, — все отпечатки подписываются автором и нумеруются. На каждом указывается порядковый номер и общий тираж, например, 3/20, то есть это третий отпечаток из двадцати. Все отпечатки считаются подлинниками.

Насколько это трудоемкая работа?

Зависит от количества деталей! А если ещё и цветов хочется много — только вырезание слоев под цвет может занять целый месяц или больше.
A la Russe
Моя самая сложная работа в технике линогравюры называется «A la Russe» («В русском стиле»).

В классический русский сюжет с самоваром мне захотелось поместить двух мексиканских скелетиков, а вокруг них в качестве обрамления использовать орнаменты, которыми в русском народном творчестве украшались, к примеру, прялки.

Рисунок получился сложный, с большим количеством мелких деталей, а цветов хотелось сделать много. Работа над вырезанием четырех слоев (под каждый цвет) заняла целый месяц.
И пока вырезаешь слои, не можешь быть уверен, что в результате получится: совпадут ли они (особенно учитывая сложность рисунка), получатся ли в отпечатке персонажи такими, как ты их задумал. Поэтому спустя месяц работы тестовый отпечаток я делала с замиранием сердца. Но все получилось именно так, как я хотела, и этой работой я горжусь больше всех.

В чем суть работы художника?

Художники — подражатели. Мы подражаем природе, пытаясь воссоздать ее красоту. Своим цепким взглядом мы выхватываем пейзаж, выражение лица, человеческое тело и пытаемся его воссоздать таким, как видим только мы и только в этот конкретный момент.
Мною движет желание запечатлеть красоту в моменте, но просто копировать уведенное мне не интересно. Поэтому в увиденное я добавляю много чувства, своего собственного и подхваченного из воздуха.

А еще чаще я перерабатываю в голове увиденное, поразившее и впечатлившее, и думаю, как выразить свое состояние в этот момент, как донести его до зрителя.

Радость, грусть, меланхолия, отношение к близким друзьям: мои работы именно о чувствах. А персонажи не так важны, они только средство к выражению того, что внутри.

На данный момент я занимаюсь гравюрой 3 года. Я продаю свои работы на маркетах и фестивалях, раз в год устраиваю персональные выставки, веду мастер-классы - и чувствую себя на своем месте.
Маша SadMe

Для каждого ARTFLECTION Маша рисует уникальные стенды и привозит инструменты из мастерской, чтобы показать процессы вживую. Яркие картины, шокирующие розовые линогравюры — и не только — Masha SadMe привезет на фестиваль 8 и 9 марта в Amber Plaza!

Создатель проекта ArtFlection: Светлана Макарова
makarovassss@yandex.ru

Автор текста: Маша SadMe
Редактор, вёрстка: Кира Фридрих
Другие статьи в блоге
Приоткройте закулисье крафта и узнайте больше о том, как создаются авторские вещи ручной работы!