6 сентября 2025 года
Неординарная красота: стекло, олово и эстетика разрушения в авторских украшениях

В этом цикле статей мастера ручной работы, участники всероссийского фестиваля искусств и ремёсел ARTFLECTION, рассказывают о своём творчестве, развитии и видении своих проектов. Было безумно интересно с ними пообщаться!

Проект Татьяны Васильевой «Неординарное Сообразное»

Таня Васильева, Санкт-Петербург
Татьяна Васильева — мастер из Санкт-Петербурга, владелица мастерской «Неординарное Сообразное». Здесь создаются украшения из осколков настоящего стекла в витражной технике Тиффани, и этот необычный проект — про сочетание красоты и эстетики разрушения.

Мастерская участвует эксклюзивно в ARTFLECTION и регулярно радует гостей новыми коллекциями изящных и нежных украшений.

Таня рассказала про свой творческий путь, любимые моменты в работе и про сложности, с которыми сталкивается как автор.


С удовольствием послушали Таню и других авторов — и теперь раскрываем обратную сторону мастерства для вас!

Украшения, созданные в мастерской "Неординарное Сообразное"

Таня, расскажите, пожалуйста, с чего начинался ваш творческий путь? Помните ли вы своё первое украшение?

Мне захотелось заниматься дизайном украшений, когда я поступила на первый курс института. Но на это совершенно не было времени, потому что учиться было интересно, увлекательно и занимало всё моё время 24/7. И только когда я закончила институт, я смогла полностью посвятить себя украшениям.
Я экспериментировала с разными техниками и материалами, занималась пайкой, эпоксидной смолой, деревом и металлом.

Моё любимое направление — это сочетание разных материалов. Особенно мне нравится ржавый металл и жемчуг, например. Вот такие сочетания. Ну и паять мне, конечно, тоже очень нравится. Олово течёт, когда им паяешь. Получаются безумно красивые наплывы. В итоге мне пришлось остановиться на одном направлении — это оказалась техника тиффани и осколки стекла.
Самые первые украшения были сделаны из стекла, которое я нашла на мощеной набережной Невы и на пляже. Но это был не пляж, а территория за портом Санкт-Петербурга, куда свозили всякий строительный мусор, в том числе дореволюционное стекло. Из окон или осколки посуды. А дореволюционное стекло — красивое, ценное, уникальное.

Ух ты, это даже романтично. А о чём ваша мастерская, какую идею или ощущение вы транслируете через свои работы?

Сейчас самое главное, о чём мастерская — это о том, что ценность не в драгоценных материалах. Ценность может быть в ощущении, в красоте бликов необработанного стекла. Блики и грани, которые получаются случайным образом, металл, который неровный, а натекает на это стекло тоже случайным образом. То есть основное слово — случай.

Ещё мне нравится сочетание разных материалов в моих украшениях. Это не так часто можно встретить, потому что чаще всего я занимаюсь оттачиванием техники, оптимизацией процессов. И это мне безумно интересно: как повысить качество украшений и удобство работы. Я могу этим бесконечно заниматься. Когда я в творческом кризисе, я посвящаю себя этому.

А вот творчески экспериментировать с материалами мне удается нечасто. Пару раз за полгода, раз в два месяца, что-нибудь такое. Потому что для этого нужно особое состояние: увлечённое, погружённое, вдохновлённое.
Кадры из мастерской "Неординарное"

То есть, с творческими кризисами вы справляетесь через оттачивание техники? Расскажете, как в целом выглядит ваш творческий рост?

Мне бы кто рассказал, как справляться с творческими кризисами. В последнее время эта тема для меня очень актуальна, и я с ними справляюсь, просто не заставляя себя: раз не получается, то говорю себе, что не надо ничего делать. То есть я существую в каком-то минимальном режиме для поддержания жизни в мастерской, для помощниц. При этом я сама ничего не могу делать.
Я много лет не занималась заказами, но в последний год я открыла для себя, что заказы избавляют меня от необходимости что-то решать. И это очень круто. То есть в творческом кризисе работать на заказ — это спасение.

Творчество для меня — это какой-то анализ, это принятие решений: красиво или некрасиво, такой или другой материал. А в заказе есть чёткий запрос.
Мой творческий рост есть в том числе благодаря ARTFLECTION, который задаёт темы и вдохновляет на новые коллекции, и даже где-то требует. Каждое участие в фестивале предполагает прикосновение к какой-то новой теме. И я 10 лет участвую. И получается, что примерно каждые 3-4 месяца я делала новую коллекцию к этому событию. Иногда на тему, иногда в каких-то своих творческих изысканиях. Это и постоянное проектирование, и постоянный дизайн, поэтому участие в ARTFLECTION всё время держит в тонусе.
Таня Васильева
Мне нравится то, что я делала раньше, даже если в моменте я считала, что это плохо. Каждая коллекция, настоявшись, через несколько лет открывается для меня с новой стороны. И я радуюсь, что сделала такую красоту, признаю, что это классно.
Украшения, созданные в мастерской "Неординарное Сообразное"

Всё это очень интересно. А насколько сейчас авторские вещи ручной работы (и украшения в частности) востребованы? Что особенного есть в ваших, за что их выбирают люди?

Многие разделяют мой взгляд на уникальность материала, который свою форму обретает случайным образом. Собственно, за это мои украшения и выбирают.

То есть идея случайности и красоты вот этого бликующего на земле стекла, что красота вообще может просто валяться у нас под ногами… и для этого ей не обязательно быть драгоценным металлом или драгоценным камнем. Вот это ощущение сверкающих стеклышек под ногами. Мы в детстве на них смотрим и восхищаемся, думаем, что это настоящее сокровище.
Я как пользователь, как зритель, сама люблю авторские вещи. У меня огромная коллекция украшений моих друзей и мастеров. И чаще всего это вещи, которые я либо не понимаю, как сделаны, то есть уникальные технологически, либо какого-нибудь запредельно великолепного дизайна. Люблю посуду ручной работы. Чашка какая-нибудь уникальная для меня тоже становится талисманом, как украшение для кого-то. Например, из красивой чашки получается какой-нибудь утренний ритуал :)
Таня Васильева

Расскажите про свой любимый момент в работе :)

Во-первых, я обожаю управлять течением металла. Техника Тиффани предполагает, что сначала наклеивается медная подложка, а на неё наносится толстым слоем олово, а оно нагревается и становится жидким. Управляя скоростью движения металла и температурой, можно создавать его форму на грани каждого осколка.

Ещё мне очень нравится собирать композиции, особенно, когда я работаю с чем-то новым и сложным по составу. Вот самая творческая часть!
Ну и самое классное: я обожаю раскладывать осколочки рядами, чтобы искать в них пары. У меня много видео об этом в соцсетях.

И, конечно, я очень люблю фотографировать. И мое творчество, оно не только про украшения, но и про фото, как полноценная… да, наверное, как полноценная составляющая моего проекта.
Таня Васильева, мастерская "Неординарное Сообразное"
Работы Тани можно увидеть на фестивалях ARTFLECTION (но не на каждом :) - только у нас оффлайн. Для каждого события в мастерской готовится новая эксклюзивная коллекция украшений.
Создатель проекта ArtFlection: Светлана Макарова
makarovassss@yandex.ru

Автор текста: Татьяна Васильева, Кира Фридрих
Редактор, вёрстка: Кира Фридрих
Другие статьи в блоге
Приоткройте закулисье крафта и узнайте больше о том, как создаются авторские вещи ручной работы!